Первый семейный сплав

Наша семейная история о том, как мы из автотуристов решили превратиться в сплавщиков….

Путешествуя по России-матушке на своих железных конях, и, приезжая, например на живописный берег какой-нибудь речушки или озера — мы часто сожалели, что у нас с собой нет плавсредств.

Нет, в принципе, лодки у нас есть. Но почему-то их мы всегда используем только тогда, когда едем на рыбалку. А вот так — в нескольких тысячах от родного дома — мы начинали испытывать нехватку оных туристских атрибутов. Решили брать с собой лодки. (просто о рыбалках и отдыхе на водоёмах — читайте в отдельных статьях. — прим. admin)

Дальше — больше. Что на лодках мы сможем — по озеру покататься и порыбачить? Хорошо, но, может, вспомнить пионерское детство и сходить на сплав? Замечательно! У нас как раз отцовская лодка, забытая нами в погребе, перезимовавшая там не только зиму, но и лето (а в июне в наших краях грунтовые воды поднимаются так, что ОБЯЗАТЕЛЬНО затапливают все погреба), пришла в полную негодность — просто сгнила. Решили купить новую — специально для сплава. И тут возник резонный вопрос: «А почему — сплавляться на лодках?» Ведь с двухлетним ребёнком в лодке будет не совсем удобно. Будут уставать все — и он, и мы. Байдарки в данном вопросе даже не рассматривались — чем они удобнее лодок?

Помню, что на своём  — теперь уже любимом — месте стояли с ночёвкой — приехали хариуса половить. Сплавщиков в тот год мимо нас проходило видимо-невидимо! С одними даже разговорились, муж меня с ними и сфотографировал. Год это был 2004й.  (кстати, тех, кто себя узнал, просим связаться с нами — напишите в комментариях). Теперь наш семейный альбом и подтолкнул нас к замечательной идее: «Давайте плот сделаем!», как этот:

Итак, плот. Поначалу мы решили, что нам можно изготовить плавсредсво из камерных покрышек, например, от колес камаза, и на них соорудить плот. Потом мы убедили себя, что идём в плавание не на один сезон, а значит, большому кораблю — большое плавание! Порыскали в интернете, пообщались со сплавщиками, которые или имеют свои собственные байдарки, или на прокат берут каты… и решили, что нам срочно нужен собственный катамаран! Заказать его через интернет было не сложно. За доставку решили не платить — всё равно — едем через Уфу на море, заехать туда на завод и забрать своё новое сокровище — труда не составило. Вот так у нас появилось плавательное средство. И было это в 2008 году.

Это мы с сыном в машине ждём папу — он пошел в фирму «Урал-Экспедиция», расположившейся в каком-то старом заводе Уфы, за НАШИМ катом. А Савелий от безделия уже не знал — какую часть машины протереть влажной салфеткой. Иногда безделие — это неплохо 🙂

Катамаран в собранном состоянии вместе с каркасом весил чуть больше полцентнера. Плюс каркас. Сергей вернулся весь в поту, еле-еле дотащив обе сумки (одну с катом, другую — с каркасом и вёслами) до машины. Погрузив кат в багажник пыжа, накрепко привязав каркас к рейлингам от бокса, мы двинулись в путь. У нас есть некоторые семейные традиции. Во-первых, мы никому не сообщаем — когда мы приедем. Это даёт нам запас времени — чтобы мы в своё удовольствие смогли отдохнуть там, где нам понравится. И вообще, если отпуск начался, мы не ставим себе цель — доехать «туда-то» как можно быстрее. Если мы выезжаем на море — всю дорогу мы наслаждаемся, и получаем максимум  приятностей от дороги — мы же в отпуске! Вот так и здесь. Мы остановились на одном из излюбленных мест — на «серменевской поляне» и переночевали здесь пару ночей 🙂 (Об этом другая заметка)

Так выглядел наш пыж в собранном состоянии, вместе с боксом и каркасом на кат.

Ехать с этим лишним грузом отдыхать на море — не имело смысла. Поэтому мы оставили его у родственников в Башкирии. Были и на Азове, отдыхали и в Кабардинке, на Чёрном. Но это — совсем другая история, о ней читайте в автопутешествиях. Здесь — о самом сплаве, когда мы вернулись с морей…

Итак,

09 июня 2008 года. День первый.

Договорились идти на сплав тремя семьями. Наша, и моих двоюродных — брата Дмитрия и сестры Юлии. Распределили все обязанности между семьями. Мы покупали продукты, семья Юли — затаривались питьём — соки, квасы, пиво…  Диме досталось подыскать доски для плота и место для спуска на воду. Он нашел неплохое местечко недалеко от деревни своего тестя. Там же, в деревне, нашел (или купил) свеженапиленные доски.

Потом поняли, что зря — уж очень оказались тяжелые, не высушенные.  Это был для нас урок.  На следующий год решили искать сухие доски.

Отходили мы от правого берега Белой. Это км в 10-15 от деревни Узян — вниз по течению.

Привезли багаж на берег, одни стали готовить плот, другие — еду, а водители погнали машины свои ставить в деревню. Здесь надо упомянуть, что теперь автомобили в наших семействах приспособлены к дальним путешествиям, «семейного ряда»: универсалы и микроавтобусы. Подробнее о нашем автобусе — читайте здесь. А тогда мы поехали на своём пыже потому, что у нашей Мазды прямо перед отпуском «полетела» коробка, и мы не успели её получить из Японии…. Кто-то из знакомых привез наших водителей обратно уже через минут 40.

Собранный на поляне катамаран решили поднести ближе к воде, чтобы потом не надрываться и тащить его со всем плотом…  Это действо было самым торжественным моментом. Его решили запечатлеть, а до этого про фотоаппараты даже забыли. Обратите внимание на Савелия — он самый главный помощник в этом нелёгком труде — я не устану говорить, что дети, когда заняты чем-то серьёзным, не успевают похулиганить.

(Кстати, если наведете курсором на фото, вы узнаете когда и во сколько оно сделано)

Антоша бегает как заведённый —  выполнять поручения родителей типа «принеси-унеси» было для него особым удовольствием.

Собираясь в это плавание с ребенком, мы понимали, что рискуем. С нами были дети разных возрастов — от 2х до 18ти лет. Поэтому наличие на сплаве «детского сада» заставляло нас быть более собранными и  внимательными.

Идёт «подборка» досок на плот, чтобы максимально плотно друг к другу их связать, при этом учитывать особенности каркаса…

Вот плот и готов. На него сразу поставили палатку, закрепили по углам — привязали к угловым петлям концы капроновых веревок сантиметров по 25-30. Их удобно фиксировать к плоту — к доскам. Как причаливаем куда-нибудь — потянул за узелок — палатка отвязана, а веревочки остаются на палатке. Утром — палатку на плот — и легко с каждого угла можно зафиксировать палатку вновь на плоту.

После восторгов по поводу красоты нашего сногсшебательного плавсредства (а мы уже тогда понимали, что будем ошеломлять всех, встречающихся на пути), мы вспомнили о средствах для перемещения по воде и других участников сплава…

Каждый знал — что впереди порог, поэтому надо очень осторожно выходить на воду. Но Дмитрий решил сначала»попробовать» силу реки. Сказал, что изучит дно, глубину, составит маршрут для плота и… справится с течением, чтобы вернуться назад. Прошло минут 20, когда он пешком против течения, потеряв один тапок, возвращался в лагерь.

Повеселил он нас сильно: дно изучил ногой только вдоль берега, силу воды победить не смог, лоцию не составил, и сказал — что лучше подчиниться воле стихии и надеяться — что вынесет не на другой берег, а туда, где наш плот не зацепится за прибрежные кусты, не сядет на мель, не повиснет на валуне и…. выйдет на гладкую воду. Короче, в первое плавание мы отправлялись с неким страхом и огромным волнением — мы ж видели, как лихо он скрылся с глаз, вопя, что ничего не может поделать! Попрятали фотоаппараты — чтоб не свалить их в воду и вот он:

Здравствуй, первый семейный сплав!

Первый порог, действительно, был страшным. Мы ещё не знали сплавного сленга, мы не договорились — кого слушать. Поэтому, когда река сразу же подхватила катамаран — закричали все, в надежде, что именно его крик будет услышан другими, и именно его послушают… Там действительно было стремительное течение, и нам сразу же захотелось победить реку! Надо отметить, что знающие сплавщики проходят такие перекаты «на ура», лишь чуть-чуть подправляя судно. Но мы махали вёслами и орали так, что даже дети примолкли в палатке… Но очень скоро плот развернуло прямо на середине порога, и мы задом полетели на кусты. Не умолкая ни на минуту, мы продолжали грести. От этого сразу и устали. Наконец-то сообразив, что лучше не сопротивляться, а дать возможность катамарану «плыть по течению», мы лишь подгребали в нужном направлении, чтобы не столкнуться с берегом. Река спокойно вынесла плот на середину реки, как только порог был пройден. Течение успокоилось, кусты уже не страшили, все замолкли, переживая только что одержанную победу: никто не упал с плота, не налетели на кусты, не сели на мель, и от осознания всего этого мы хором заорали «Ура».

Чуть чуть отдышавшись, мы опять вспомнили про фотоаппараты. Два Сергея сидели впереди, абсолютно убеждённые,  что рулёжка  катом ведётся именно так. (Это только к концу сплава мы их убедили, что плот лучше управляется сзади…) Я пока была в палатке, потому что малыш меня никуда не отпускал. Сзади на плоту устроилась Юлия со старшим сыном Митяем. Дима с Леной фотографируют нас со своей лодки. А мимо открываются и проплывают красоты:

Восхищению и адреналину не было предела! Сколько раз, отдыхая на берегах нашей сказочной реки, мы любовались природой, восхищались лесами, скалами, самой Агиделью. Меня не раз удивляло желание людей сплавляться по реке: мне всегда казалось, что сплавщики — как пассажиры поезда: видят красоту, а потрогать не могут;  заглянуть на полянку, за горку, за деревце — им невозможно, поэтому они, несчастные, лишь созерцают эту красоту — как картины, написанные художником. А вот мы, стоящие на берегу, мы — короли! У нас есть все эти возможности, мы изучаем досконально лес, мы любуемся природой и дышим этим воздухом… Боже, какая наивность и какое незнание вопроса!- понимаю я теперь 🙂 И как слепа я была, довольствуясь одной полянкой, одним кусочком берега и одним костром у своей палатки… Вот уж поистине «дальше колодца не ходила»! Какой восторг и какая свобода! Хочешь — сходи на этот берег, хочешь — на тот, хочешь — за горку сбегай, а понравится — на этой полянке остановись…

Сергей обучает сына. Разве можно отказать малышу, когда он заявляет: «Папа, дай я тебе помогу!»?

Меж тем время летит, а мы, уверенные, что пройдем деревню Кагарманово, остановимся на своей любимой поляне, куда неоднократно ездили на машинах отдыхать. Негласные правила стоянок мы узнали чуть позднее, поэтому невзирая на время (шел уже седьмой час, а деревня была ещё не за одним поворотом и не одной горой), мы всё равно решительно шли к намеченной цели. У нас на плоту было ведро шашлыка, которое мы мечтали изжарить сразу, как остановимся. Но со скоростью и временем — не рассчитали.

Уже скоро семь, а деревня ещё не видна… Ребенок устал. Уснул в палатке. Там у нас уютное гнездышко было сразу обустроено для наших малявок: надувные матрасы, подушечки, покрывала, полотенца, запасные трусы, свитера и спецовки, корзина с продуктами, которыми они могла скоротать время до ужина: сок, печенье, молоко. У нас же под рукой были только вёсла. Стаканы и пиво  не убирать далеко — мы сообразили только на завтра )

Ещё светло, на часы не смотрим, глазеем по сторонам. Сергей предлагает поискать стоянку. Я убеждаю, что там, на нашем месте, будет славно,  и  мы идём дальше. Вот всегда так: послушай женщину и сделай наоборот!  Но меня-то мой любит. И перечить не смел… а зря, как потом выяснилось.

Меж тем уже восьмой час. Наконец-то и Кагарманово. Местная детвора бесится в реке и на подвесном мосту. Кто-то купается, а кто-то моет свои машины. Позор!

Подходя  «своему» месту, мы обнаружили, что пристать к берегу мы не сможем. Там высокий обрыв, хорошая глубина, изгиб реки, слияние двух рукавов после острова,  сильное течение, поэтому даже если очень захотеть  — плот мы просто не поднимем на берег. А там, где был хороший доступ к воде, теперь разрослись кусты. Видимо, когда мы раньше отдыхали на этом берегу, уровень был ниже, а теперь вода поднялась. «Пролетели» мы мимо «своего» места — во всех смыслах. Муж глядел на меня, понимая,  что больше верить мне нельзя. Я, чувствуя свой провал, уже молчала и готова была согласиться на все его условия. И, как назло, стоянок не было видно. И правильно! Время -то уже было к девяти! Это теперь мы знаем, что в пол-девятого бывает последняя стоянка, после чего они кончаются. Но.. надежда ж всегда умирает последней: и тут справа за поворотом увидели каменный полуостров, образованный впадающей в Белую какой-то речушкой. Капитан сказал грести — «будем осматривать  местность».

Повторять не пришлось — все дружно заработали вёслами.  Место было не самым подходящим — но это была последняя возможность заночевать на земле, а не на плоту. У нас же была ещё забота — шашлыка ведро. Как его готовили, можно прочитать в нашей рубрике «что есть» в заметке про зелень. Скажу только, что, приготовив его к полуночи, уже ни видеть его не хотелось, ни есть. Но пока еще солнце не село, дети развлекались вовсю.

Мужики у костра, а я, Лена и Юля — готовим в палатке ужин: режем салаты, варим супчик детям, делимся впечатлениями за прожитый день. Палатку с плота решили не снимать, в ней спали Юлины мальчишки — Митяй и Антон.  Справа от палатки, сразу за кустами начинался подъём, на этом высоком берегу на небольшой полянке устроились ещё две палатки. Там же развели костер и жарили шашлыки. Но место там было комариным — таких практически больше не встречали по Белой.

Утро было тяжелым: Мы ещё не понимали — когда надо отходить. Почему палатки сохнут так долго? Что варить с собой, если нажарено целое ведро шашлыка?… Вопросов было пока больше, чем ответов. Но, справившись со всем, даже попробовав обловить небольшой перекатик чуть ниже нашего места, мы собрались в очередной день нашего путешествия.

10 июня 2008 года. День второй

Всё готово к отплытию. Ребята пытаются стащить плот в реку. Вода ледяная — как раз в Белую впадает горная речушка Кухтур. Это сильный ледяной ручей, несущий воды с окрестных гор. Стоять в воде не то что малоприятно — очень холодно! Ноги немеют — будто весной на сплаве оказались…  Фото на память. Наливаем стаканы с пивом — на добрую дорогу и попутный ветер. Пошли.

Бывают не Белой места, когда окунаешься в семейства «красоток». Эти стрекозы падки на всё яркое. Вот и вёсла — чуть задержишь над водой — они уже облюбовывают…

Савелий не даёт покоя — хочу к маме! Оно и понятно — в палатке не насидишься. Да и я сама такой близости только рада. Лишний раз обнять и объяснить — что к чему — никогда не помешает.

О памятнике природы, занесенном куда-то в аналы «Юнеско», под металлургическим названием «Доменные ворота», мы были наслышаны. Муж сестры говаривал, что с отцом в детстве на это место частенько ездили на рыбалку. О том, что там очень красивая скала — нам прожужжали все уши, пока мы планировали маршрут. Но когда, нежданно-негаданно из-за поворота нам открылась такая картина…

… у нас дыхание перехватило! И чем ближе подходили к скале, тем очаровательнее и таинственнее был пейзаж, и тем восхитительнее и острее было наше состояние эйфории… Мы решили, что обязательно найдем здесь хоть мааааааааааааааленькую, но полянку, чтобы остановиться здесь на ночлег, и лицезреть эту красоту ещё и ещё…

Нам повезло. Во-первых, там была не маленькая полянка, а целый сенокосный луг, где остановиться можно было аж тремя лагерями, а во-вторых, там никого не было! И мы с радостью оккупировали этот замечательный природный уголок. Вот и ужин. Палатки уже стоят. Уха сварена, каша с тушёнкой настаивается, салат покрошен… Детей уже накормили и они пошли играть в палатку. Очередь взрослых занимать обеденные туристические столики. Скоро ночная прохлада окутает это таинственное место, звезды будут светить нам изо всех своих прекрасных сил, а мы будет сидеть у костра, наслаждаясь тёплым летним вечером, обсуждать пройденные километры и то, как нам неслыханно повезло, что на этом чудном месте нет ни единой живой души, кроме нас!

Наш лагерь из разношерстных палаток на фоне скалы выглядит большим и крепким. А скала, как заметила одна моя коллега — похожа на сказочные декорации.

А вот и самое любимое время. Наслаждение и отдых. Просто кайф! Не хватает гитары. Когда-то в студенчестве мы все играли на ней. Пели, и знали много замечательных песен. Я люблю бардов, обожаю Розенбаума. Практически все его концерты — до начала этого века знала наизусть, и многое играла. Но наступила новая эра, и как-то само по себе отошло это наше занятие. Все реже и реже беру инструмент в руки. А после рождения сына — вообще забросила. Вот сидим, сожалеем об этом. Возможною, когда-нибудь мы снова будем брать с собой этот атрибут туристов. А пока… просто довольствуемся тишиной. Мы её просто обожаем! И никогда не поймём тех, кто берет с собой разного рода транзисторы, радиоприемники или магнитофоны…

11 июня 2008 года. День третий

Утро началось с заплыва. Видите — там, у подножия мааааааааааленькая фигурка. Это Дмитрий. Туда уже сплавали все, кто хотел. Но не всех успели запечатлеть. Но грандиозность и красота этого памятника природы — согласитесь — впечатляет!

Вот только есть на свете уроды, которые пытаются казаться всемогущими и, как им кажется, — самыми умными. И гадят они, оставляя никому ничего не говорящий след от краски со своими глупыми именами на этих красивейших камнях. Уже через несколько лет и следа от их творчества не останется, но фотографируясь, каждый мысленно проклинает их за глупую попытку оставить свой след  в истории…

Тем временем с нами созвонился брат Валентин. Он с женой работал, поэтому пойти снами на сплав не смог. Но у него было 2 выходных дня, вот он и просил нас найти место, где можно было бы провести с нами днёвку. Он туда планировал прибыть на своей машине. Мы как раз подходили к автомобильному мосту, за которым находится туристическая база Агидель — место сбора большинства иногородних туристов:

Мы договорились, что в районе поселка Бельский сможем найти хорошую поляну, а они на машине найдут нас. Перед этим нужно было  пополнить запасы еды. Вот и Кага.  Причаливаем.

Подумали, что двоих взрослых хватит, чтобы охранять наше имущество на берегу. Дети (одному из которых уже 18) тоже остаются сторожить. Четверо отправляются за продовольствием.

Вот странное дело — местные почему-то не любят рассказывать, где их магазины. Они делают ничего не понимающий взгляд — мол, «где-то там, но сами не знаем — никогда не ходим»…  Но, к счастью, блуждать нам не пришлось, потому как каждого встречного мучили этим вопросом: «где у вас хлеб продается»?

Отоваренные и счастливые мы шли назад, предвкушая, как вечерком сможем побаловаться холодненьким пивком, и сделаем салат  из помидоров и вареных яиц. Мой любимый!

Дети за время нашего отсутствия успели накупаться, замечательно побегать и отдохнуть от сидения на плоту. Когда мы пришли — надо было уже подумывать о стоянке. Стали торопиться. Местные с сенокоса тоже домой торопятся… Красиво — тишина, река, лошади, «ворошилка»:

Сегодня за вёсла практически не брались. Погода чудная — ни ветерка, ни облачка. Жары сильной тоже не было. Ровненько так — градусов 25. Накупались, насмотрелись по сторонам… Торопиться некуда. Через километров 5-7  будет встреча с братом, а пока надо переночевать, чтобы завтра хорошее место на днёвку выбрать. Вот опять речушка. От Каги отошли достаточно. На берегу напротив с сосновом лесу стоят машины. А здесь, похоже, место для автомобилистов и местных — труднодоступное. Правда, «следов» от коров и лошадей — не мало. Но у нас для этого дела лопатка из старой доски сделана — подчистили от «мин» полянку — за детей переживать не стоит, да и сами не вляпаемся…

Прошли сегодня совсем немного. Но в том-то и кайф семейного сплава — мы никуда не торопимся. У нас нет жесткого плана — прийти в лагерь тогда-то, отчалить во-столько-то, пропилить по реке не меньше стольки-то… Мы — в отпуске! Мы отдыхаем и сами себе хозяева. Позвонил брат — да ура! Нам всё равно куда и сколько плыть. Нас это устраивает!

Ну разве можно променять такой потрясный вечер на пиво, сидя на диване?

12 июня 2008 года. День четвертый

Утром рано я вышла из палатки — по сторонам красота неописуемая! Разбудила мужа — иди, говорю, я не смогу запечатлеть всего того, что там природа делает! Каждую секунду меняется плотность воздуха и игра красок. Он у меня фотограф со стажем — и с постановкой кадра все в порядке. Вот — любуйтесь:

Те, кому тоже не спалось, уже готовят для детей завтрак. Они у нас, к счастью, не жаворонки, поэтому нам отдых устраивали по-полной: ложились с нами и просыпались позднее нас. Так что у нас был задел для варки каш и утренних супов.

Уже через час мы шли по воде в направлении нашей встречи с братом. И к обеду уже были на подходе к поселку Бельский. Валентин позвонил, когда мы присмотрели одну из неплохих полянок на высоком берегу. Стали говорить — давайте вот туда причалим, поскольку дальше — уже деревня будет.  Смотрим — на поляне народ. Машина. Думаем — ладно, места хватит всем, к тому же, вдруг они только на день? Подходим ближе — а это уже Валентин с семьей нас встречает! Правда, там и другие машины понаехали, но места, действительно, всем хватило. Пекло сегодня ужасное. Градусов под сорок. На небе ни единого облачка. Только поставили лагерь и костёр развели, народ в лес подался — в тенёчек. Дети пошли землянику поискать. Мамы их сопровождали. Мужики — в лес за дровишками, да к ручью за водой. В лагере остались только Юля с мужем Сергеем. В лесу мы поняли, что поднялся ветер. Но даже не заметили его сильно. Подышали в прохладе сосен, попили воду из ручья… Через полчаса возвращаемся. На стоянке куча хвороста. Все вещи попрятаны по палаткам и частично разбросаны по поляне, костёр практически прогорел. А на небе — всё также — ни облачка, и ветра нет…

Тут я повествование от своего имени прерываю, и предоставлю право излагать произошедшие события сестре. Вот красочный рассказ Юли в деталях:

«Только последний из могикан (это она про нас) скрылся в лесу —  налетел ветер. Мы с Серегой не знали — за что схватиться: носимся между палатками и вещами и орём, потому как наше «бегание» не изменяет ничего… Ваша, кемпинговая палатка, складывается до земли от ветра — то и гляди сломается! Димина, китайская, кубарем катится по полю — еле догнали. И только наша — солдатская, стоит как кирпичный домик Наф-Нафа, надувшись, как поросёнок, от ветра…

А тут ещё костёр! Я не знаю — то ли палатку вашу держать, то ли прикрывать её от искр, которые летят как раз в её сторону, то ли костёр заливать… В глаза — ветер, хворост, пыль.  Все наши полотенца, детские вещи и всё, что висело на палатках — разлеталось по всему берегу.  Мы только и успевали собирать… А вы где были? Что, не слышали ураган?!»

Мы, действительно ничего не слышали и даже не подозревали, что тут на открытом пространстве бушевали такие страсти! У нас в лесу ветерок пошумел кроной деревьев и всё… Пришлось укреплять палатку — привязывать к деревьям, делать дополнительные растяжки. Насобирали опять по поляне поваленные деревья , сушняк и прочий мусор — только потом за фотоаппараты взялись:

Сухостоя в лесу навалом, да тут ещё и ветром наваляло… Дима порядок наводит с дровами — нам ещё шашлыки (Валентин привёз) жарить… Костер, если видите на фото — достаточно далеко от палатки — метров 5, не меньше. Но, по словам Юли, искры долетали до неё, а вся атмосфера жары и сухости с ветром угрожали спалить палатку до основания вместе с вещами. Спасибо семье пожарных — они отстояли наше жилище! 🙂

Порядок навели быстро. И на ус намотали: старые палатки с умом делали! Вот она — победитель соревнования по борьбе с ветром:

От пекла решили прикрыть обеденную зону: в этот раз тент не брали, думали — лишний груз, а зря. Еда под палящими лучами солнца сразу приходила в состояние «не первой свежести», да и сгореть нам самим и детям было легко, вот мы и соорудили из «верха» палатки, что стояла на плоту, навес между деревьями:

Детям набрали воду в бассейн. Она согрелась как в ванной. Тут же, в тени деревьев, было хорошо отдыхать и следить за детьми. Спуск, конечно, крутоват, но ничего. Зато дети без нас боялись вниз спускаться.

А уж радости их не было предела 🙂

К вечеру многие стали понимать — как переборщили с солнечными ваннами. Оба Сергея были вынуждены мазать ожоги пантенолом… А вот и наблюдение за купанием девчонок в бане на противоположном берегу, и за отрядами конных верениц на противоположной горе:

Вечереет. Валентин вспомнил, что на шампурах готовить куриные ножки будет не удобно. Решили, что таганок подойдет для этого дела не хуже, чем решетка-гриль. И пусть говорят, что это вредная пища. Вкуснее в походе вряд ли что можно придумать!

А потом, после шашлыков,  ещё долго сидели, купались, спорили. Открывались друг другу с новых сторон… И любовались красотой ночи, слушали крики туристов в лагерях напротив, завидовали сами себе и друг другу. Валентин точно решил — на следующий год — с нами!…

13 июня 2008 года. День пятый

На утро собрались быстро: небо пугало гуляющими тучками, да и духота обещала грозовой дождь. Хотели побыстрее убраться с этого места — вдруг там, за горой, дождь нас обойдёт стороной?

Но только отчалили — гроза нас накрыла прямо посредине реки. Быстро накрыв плот верхом от палатки, кое-как добрались до берега. Крупные капли дождя лупили по голым телам, по целлофану, укрывавшему вещи в лодке,  по воде и по всему в округе… Мы оставались на плоту — бежать было просто некуда.  И смех и грех — гроза бушевала прямо над нами — мы стали впадать в состояние истерии, и смеялись, ожидая окончания этого приступа природного явления. В палатке было душно, но выходить было ещё дискомфортнее.

Но всё быстро прошло. Солнце опять выглянуло, и пережитые минуты нам уже не казались такими  страшными. Вода в реке была высокой, течение хорошим, а ветер больше не мешал нам с хорошей скоростью пройти достаточно много.  Дети купались, малыш «мочил ножки», мы радовались…

И несмотря на то, что небо потихоньку затягивала пелена, мы замечательно добрались до каменного полуострова, образованного слиянием рек Большой Авзян и Белая чуть ниже деревни Нижний Авзян. Это наше любимое место. Тут мы хариуса ловили. Помните — вначале этого отчета — фото, где я с неизвестными сплавщиками фотографировалась? Вот на этом самом месте!

Здесь решили и заночевать, и опять хариуса половить. Но рыбалка не задалась. Тучи набежали, закрыв горизонт, за горами начало сверкать, видите слева над кустами молнию?

И очень скоро после ужина полил свирепый ливень. Мы собрались в нашей палатке, забрались на надувные резиновые матрасы и пережидали очередную порцию не очень приятного дождя. Гроза шла прямо над нами: гром и молния лупили одновременно. В ушах всё трещало — и гром, и ливень,барабанивший по камням и по палатке. От вспышек молний в палатке становилось светло, как днём.  А потом всё резко погружалось в темноту ночи. Только газовый фонарь, создавая  уют в нашем лесном приюте, помогал глазам адаптироваться от таких ярких вспышек. Сергей очень переживал за детей, поэтому не отпускал с матрасов, сидя рядом с ними. А я обожаю дождь: есть в этом что-то романтическое! Тепло и комфорт палатки создавали ощущение защищенности и спокойствия.

Часа через два дождь немного утих. Вспышки молнии с каждым разом всё больше и больше опережали гром. Когда разница пошла секунд на 10, все успокоились — гроза отошла от нас километра на три. Все разошлись по своим палаткам. Затем гром совсем стих, только дождь продолжал тихо шуршать по палатке. Лично мы спали крепко…

14 июня 2008 года. День шестой, крайний

А утром выяснилось, что Димино семейство всю ночь просидело у костра: китайская палатка дала течь, не выдержав ливневого потока. Причем в самом центре. Их большой надувной матрас превратился в ванну с дождевой водой. Вымокнув полностью, семейство покинуло «тонущий корабль». Переодевшись в сухое, вышли к ночному костру сушиться и греться. Почему не разбудили ни нас, ни Юлю, и не пришли в нашу палатку — где поместилось бы не только их, но ещё и Юлино семейство — до сих пор они сами ответить на этот вопрос не могут… Видимо, от природной скромности.

Утро было пасмурным, холодным и неприятным. Горы курили, обещая продолжение дождевого сезона.  Вода в Белой была мутной и холодной. В таком состоянии заходить в неё никому не хотелось. Много спорили, решали, обсуждали, взвешивали… Потому как отпуск у Димы подходил к завершению, решили сплав этого года здесь и свернуть, а прямо сегодня поехать на машинах в Каповую пещеру с двумя ночевками. У нас же впереди было еще две недели…

Я, Дима и Юлин Сергей пошли за машинами. До деревни — 3 км.

Там спросили — где автобусная остановка и как часто ходят автобусы до Узяна. Деревенские ничего не знали… Один из жителей сказал — тут рядом, километрах в трёх, если пойдёте по этой дороге, выйдете на остановку… Я показываю на это «тут рядом» место, видите — за лесом деревня?

Всего мы протопали  не меньше 12ти км. Это уже оказалась деревня Верхний Авзян. Не доходя до неё навстречу нам попался старенький 412й Москвич. Водитель видимо признал, что мы не местные, и остановился. Согласился за недорого (рублей за двести- двести пятьдесят) довести нас до Узяна. Нашей радости не было предела… пока мы не сели в машину. Летел «москвич», хлопая всеми крыльями, вибрируя всеми колёсами, скрипя всеми оставшимися в живых частями о давно умершие запчасти… Мы молчали всю дорогу, молясь про себя, «чтобы только доехал».  И он таки доехал! Каково было после этого сесть в свои машинки!!!

Пока мы искали приключения на дорогах Башкирии, Сергей вымыл, высушил и собрал катамаран, а так же все вещи. Юля с Леной приготовили обед, дети накупались, а день разгулялся. Зря, конечно, мы не пошли дальше. Но уже поворачивать назад было нельзя.

В деревне я договорилась с одним из местных жителей, у дома которого стоял ЗИЛ-157. Попросила,  чтобы он через час приехал за нами на берег. Наши машины мы оставили возле его дома. Ибо туда, где был наш лагерь, надо было проезжать через брод. Наш пыж мог застрять — у него очень низкая посадка, а заниматься сегодня вытаскиванием машины из реки — не входило в наши планы. Нам надо было успеть добраться до  Каповой пещеры и стать на ночлег уже там.

В кои-то веки придется ещё вот так, в кузове грузовика нам проехать? Быстро погрузив на него доски от плота, (которыми, собственно, мы и рассчитались за услугу с этим водителем), вещи и оставшуюся провизию, мы кайфовали, переезжая вброд речку Авзянку.

Вот на такой весёлой, необычной и торжественной ноте мы и завершили свой первый семейный сплав, открывший нам так много новых впечатлений, давших нам безумное количество открытий, и подаривший нам так много опыта, которым мы с радостью делимся со всеми, кто любит активный отдых с детьми.

Комментарии вы можете написать под заметкой здесь.